Рентгенологические методы исследования в клинической стоматологии уже невозможно назвать вспомогательными, так как актуальность и диагностическая ценность таких исследований неуклонно растет.
Технический прогресс в развитии медицинского оборудования (включая стоматологическое) в течение последних лет ознаменовался в том числе развитием рентгеновской техники, появлением новых методик рентгенографии.
Стоматологические рентгеновские аппараты активно используются в терапевтической, ортопедической, хирургической, детской стоматологии, ортодонтии в целях скрининга и диагностики различных патологий, для оценки эффективности проводимых вмешательств.
Рентгенологические исследования в стоматологической практике можно разделить на 2D и 3D исследования.
2D-исследования – это плоскостные снимки, которые могут быть прицельными и панорамными.
Прицельные 2D-исследования проводятся для диагностики состояния области одного или нескольких зубов, оценки коронковой части зуба, корня, периапикальных тканей.
Для них используется плёнка или визиограф – прибор, принимающий рентгеновские лучи на сверхчувствительный сенсор и преобразующий их в цифровое изображение. Визиографы могут быть переносными, портативными и стационарными. Все указанные типы аппаратов могут быть размещены как в отдельных помещениях, так и в стоматологических кабинетах с обязательным соблюдением действующих норм рентгенобезопасности.
Пленочные снимки редко используются в практике по причине низкой диагностической ценности и неудобства применения. Цифровые снимки в сравнении с пленочными несут меньшую лучевую нагрузку и намного информативнее.
Панорамные исследования применяются для комплексной диагностики зубочелюстной системы человека.
Ортопантомограмма представляет собой панорамное изображение всей зубочелюстной системы в двухмерном формате в единственном срезе. Она предназначена для оценки состояния зубов и периапикальных тканей на верхней и нижней челюсти одновременно, оценки состояния костной ткани, онкоскрининга.
Диагностика проводится на дентальных рентгеновских аппаратах с использованием пленочных или цифровых носителей.
Ортопантомографы должны располагаться в отдельном кабинете, расположение в стоматологическом кабинете недопустимо
В отсутствие трехмерных снимков ортопантомограммы использовались при планировании лечения, протезирования и имплантации.
Исследуемые структуры на снимках формата 2D визуализируются только в одной проекции, что существенно снижает диагностическую ценность, конечная оценка результата зависит от практического опыта врача.
3D-исследования – конусно-лучевая компьютерная томография (КЛКТ), представляющая собой цифровое объемное изображение.
В настоящее время КЛКТ:
- Является наиболее эффективной методикой для изучения состояния твердых тканей зубов, верхушек межальвеолярных перегородок, диагностики облитерации пульпарной камеры, кариозных повреждений;
- Позволяет объективно оценить степень резорбции и остеосклероза костной ткани в динамике, провести достоверные линейные и угловые измерения в трех проекциях (аксиальной, фронтальной и сагиттальной);
- Позволяет определить линию перелома костей и зубов, расположение костных отломков, состояние наружной и внутренней кортикальных пластинок, уточнить пространственные особенности расположения патологического образования, дифференцировать характер роста воспалительных, дегенеративных и опухолевых изменений;
- Применяется при подозрении на конкременты подчелюстной, подъязычной, околоушной слюнных желез, а также при невозможности проведения внутриротовой контактной рентгенографии у детей, пациентов с нарушением открывания рта, при повышенном рвотным рефлексе;
- Позволяет провести мультипроекционное рентгенологическое исследование с последующими плоскостными и объемными реконструкциями интересующего объекта.
КЛКТ аппараты бывают только стационарные и требуют расположения в отдельном кабинете, площадью не менее 8 кв. м. с соблюдением всех норм рентгенобезопасности.
Выбор между прицельными, трехмерными и панорамными дентальными рентгеновскими аппаратами зависит от конкретных задач, потребностей и бюджета клиники.